Термин «летающая тарелка» вошел в обиход в 1947 году, и связано это с Кеннетом Арнольдом. Но впервые слово «тарелка» в отношении НЛО было употреблено в американской газете «Денисон дейли ньюс», Денисон, штат Техас, 25 января 1878 года в статье о необыкновенном происшествии с фермером Джоном Мартином из Далласа, который наблюдал высоко в небе оранжевый объект «размером с большую тарелку».
Лишь спустя два десятилетия после этого случая разразился первый настоящий «тарелочный» бум — великая паника 1896-1897 годов. Наиболее полную хронику этих экстраординарных событий можно найти в книгах «Полемика в Америке по поводу НЛО» Девида Майкла Джекобса и «НЛО существуют!» Периса Флеммонда.
По Флеммонду, прелюдией к эпопее явилось свидетельство мисс Хегстрон из Сан-Франциско, которая поздним октябрем 1896 года заметила в небе яркий свет. Но самые главные события развернулись 1 ноября, когда скалолаз и охотник по имени Браун поведал репортеру о необыкновенном видении: утром над хребтом Болинас недалеко от города он видел «воздушный корабль».
Вскоре поступило сообщение о ярком белом огне, плывущем по небу вечером 17 ноября, который заметили сотни людей. Один свидетель заявил, что хотя он и не уверен, что это был именно корабль, но ясно видел, что объект двигался определенно против ветра на высоте 100-120 метров.
Другой свидетель подтвердил, что «тарелка» летела против ветра, она была довольно далеко, чтобы можно было судить о ее форме, но она имела управляемые прожекторы и двигалась подобно морскому судну в бурном море. Многочисленные свидетели тоже рассказывали о блуждающем свете, которым явно кто-то управлял.
Те же, кто различил очертания некоего корабля, излучающего яркий свет, сообщали, что это был либо большой продолговатый объект, уплощенный по концам, либо предмет, похожий на яйцо. По поводу расположения пассажирской кабины мнения разошлись: некоторые утверждали, что она была снизу, другие — сверху. Некоторые очевидцы даже уверяли, что видели команду корабля или слышали голоса.
Как и следовало ожидать, эти показания вызвали всплеск газетных публикаций, где высказывались самые невероятные догадки, вводящие в заблуждение противоречивые домыслы, сумасбродные фантазии, не обошлось и без откровенного вранья.
Но если основываться на наиболее правдоподобных свидетельствах, огромный воздушный корабль двигался в южном направлении, и 20 ноября тысячи людей наблюдали, как он проплыл над Оклендом, Калифорния.
Один свидетель утверждал, что помимо большого прожектора у корабля имелись «крылья или похожие на крылья пропеллеры» и он двигался через бухту. Это похоже на правду, так как прожектор с корабля, летевшего над Твин-Пикс, заметили и жители области Миши. Другие свидетели на следующий день и ночью наблюдали «свет» или «огромный летательный прибор», держащий путь на юг.
В то время как журналисты, одаренные богатым воображением, сочиняли фантастические заметки в стиле Жюля Верна, свидетели были точны в своих описаниях: то, что они видели, было похоже на яйцо, сигару или что-нибудь в этом роде.
Характер полета — волнообразный либо вверх-вниз, кабина была расположена сверху или подвешена снизу, свет, часто сравниваемый со светом от дуговой лампы, скользил по холмам и населенным пунктам. Все свидетели сходились в одном: объект, несомненно, был управляемым.
Не обошлось без мистификаций. Адвокат из Аламеды Джордж Д. Коллинз заявил, что он является уполномоченным представителем «изобретателя упомянутого судна». Но после того, как эта сенсация обошла все газеты, Коллинз отказался от своих слов, а человек, которого он называл изобретателем, дантист Е. X. Бенджамин, заверял, что не имеет ничего общего с конструированием летательных аппаратов.
Не прошло и 24 часов после этого заявления, как бывший министр юстиции штата Калифорния Харт объявил, что знает о судьбе этого корабля, что неувязка произошла из-за «неспособности Коллинза проявить благоразумие в отношениях с прессой», что настоящий изобретатель корабля доктор Кетлин, а дантист Бенджамин, несмотря на его отпирательство, был ассистентом доктора.
И наконец, он сказал, что, хотя Соединенные Штаты и не воевали тогда с Кубой, этот летательный аппарат, управляемый всего двумя-тремя людьми, предназначен был для уничтожения Гаваны всего за 48 часов. Не успокоившись на этом, Харт заявил, что конструктор летательных аппаратов является «кузеном электротехника генерала Антонио Марко, командующего патриотическими силами на Кубе».
А «тарелки», продолжали бороздить небо от Такомы, Вашингтон, до Южной Калифорнии. Первый зафиксированный контакт с обитателями корабля произошел 2 декабря на берегу моря около Пасифик-Гроув, поселка, расположенного к северу от Сан-Франциско. По словам свидетелей, в корабле было три пассажира, он был сигарообразной формы 18 метров длиной и имел крылья, которые прижимались к фюзеляжу.
В конце 1896 года наступило затишье, которое длилось до начала 1897 года. Но в апреле поступили еще более потрясающие новости, которые раз захлестнули всю страну. Огромный корабль возник над Канзас-Сити, Миссури, приблизительно в 8 часов вечера в День дураков — 1 апреля 1897 года, словно нарочно приурочив полет к этому дню.
Более часа прожектор скользил по улицам, крышам и возвышенностям, где собралось множество людей, включая управляющего и других официальных лиц. Свидетели рассказывали, что это был большой темный объект, который маневрировал или зависал неподвижно в воздухе.
Как писала ньюйоркская газета «Sun» 3 апреля 1897 года, «свет от мощных прожекторов на борту отражался от облаков, и были хорошо видны очертания корабля длиной около 9 метров». Загадочный корабль оставался над Канзас-Сити полтора часа, затем взмыл вверх и удалился в северо-западном направлении. Вскоре после этого странный свет видели в городе Эверест, что в 90 километрах от Канзас-Сити.
Следующей ночью феномен наблюдали над Омахой, Небраска, и многие распознали в нем настоящее воздухоплавательное судно. К следующему вечеру НЛО добрался до Топека, где и был виден на протяжении нескольких вечеров, потом он снова повернул к Омахе, где, по свидетельству нью-йоркской газеты «Уорлд», «впервые были ясно различимы очертания судна».
Загадочный корабль наблюдали тысячи человек, и описания внешнего вида судна становились все более схожими. Согласно большинству свидетельств, это походило на воздушный шар примерно 10 метров длиной со складывающимися по бокам крыльями, с кабиной для пилотов, направленным прожектором и маленькими зелеными, красными и белыми лампочками.
Большинство очевидцев также показали, что корабль издавал «свистящие» звуки, и все они в один голос твердили, что корабль был управляемым и мог маневрировать в воздухе. Практически в каждом сообщении говорилось, что пилоты использовали прожекторы, чтобы освещать местность внизу.
«Тарелка» продолжала свой путь. 10 апреля сотруднику газетного киоска Уолтеру Макканну удалось сделать два снимка корабля, когда тот пролетал над Роджерс-парком в Иллинойсе. Это явление наблюдали также трое мужчин, а в дальнейшем подтверждения поступили от проживавших поблизости людей.
Снимки были воспроизведены в двух газетах — «Чикаго тайме геральд» и «Нью-Йорк тайме». На снимках был виден яйцевидный продолговатый объект, который, согласно Флеммонду, «напоминал большой шелковый баллон с подвешенной снизу легкой кабиной, по-видимому сделанной из белого металла».
Вскоре после этого случая в газетах появилась информация о том, что недалеко от Каламазоо, Мичиган, разбился странный летательный аппарат. Катастрофа произошла на глазах «двух старых солдат», случившееся подтвердила и местная жительница миссис Уоллас, которая рассказала, что ее семья слышала шум, который был похож на сильный удар при падении или взрыв.
Сообщалось также, что обломки машины были разбросаны по окрестностям, некоторые были найдены даже на расстоянии трех километров друг от друга. К 15 апреля над Чикаго появился еще один корабль, который, по словам одного очевидца, спустился и завис на высоте 200 метров над землей.
В нью-йоркской «Геральд» от 15 апреля 1897 года приводились показания Г.А. Оуверокера: «Нижняя часть корабля была тонкой, сделанной, вероятно, из легкого белого металла, похожего на алюминий. Верхняя часть была темной и длинной, как большая сигара, суженная спереди, с какими-то приспособлениями сзади, к которым был прикреплен трос. Пилот тянул за этот трос, меняя курс с южного на северо-восточный… Могу поклясться, что видел настоящий корабль».
В следующие несколько дней поступило довольно много сообщений о странных объектах в небе, однако некоторые из них, несомненно, были ложными. А 30 апреля ранним утром, примерно в 3 часа, трое человек видели корабль над Ионкерсом, Нью-Йорк, который пролетел в северном направлении к морю, а потом скрылся в темноте, и это был последний случай, ознаменовавший конец великой паники 1896- 1897 годов.
Ученые, естественно, пытались развенчать миф о тарелках, объясняя загадочные происшествия оптической иллюзией, вызванной атмосферными явлениями, или мистификациями, впрочем, их доводы выглядели не слишком убедительными, если учитывать характер этих явлений, ведь люди видели не просто «огни», «призрачные корабли» или «летающие тарелки».
Все это были, без сомнения, пилотируемые моторные летательные аппараты, строительство которых в то время находилось в зачаточном состоянии в Европе, да и возможности этих кораблей были весьма ограниченными: самое большое — они могли зависнуть в воздухе либо медленно пролететь небольшое расстояние. В США таких летательных средств не было и в помине.
Если допустить, что такое воздухоплавательное судно было тайно сконструировано в США к 1896 году, то кто его изобрел? Характерно, что во времена великой паники летательные аппараты, как правило, имели форму сигары, часто совершали посадку, а их пилоты заговаривали со свидетелями, обычно спрашивая воды для своих кораблей. Одна из самых удивительных историй связана с неким человеком по имени Уилсон.
Первый инцидент произошел в Бьемонте, Техас, 19 апреля 1897 года, когда некто Дж.Б. Лигон с сыном Чарлзом заметили огни на пастбище в нескольких сотнях ярдов и отправились посмотреть, в чем дело. Они вышли на четверых человек, стоящих около большого темного объекта, который было плохо видно. Один из этих людей попросил у Лигона ведро воды.
Мужчина представился мистером Уилсоном и сказал, что они на летающей машине летали к заливу, а теперь возвращаются в городок в штате Айова, где и был сконструирован этот, а также и четыре других воздушных корабля. Уилсон по просьбе Лигона объяснил, что пропеллеры и крылья приводятся в движение электричеством, потом он со спутниками взобрался на корабль, и Лигон видел, как тот поднялся в воздух.
На следующий день, 20 апреля, шериф Бейлор из Увейлда, Техас, вышел за дом, откуда доносились странный шум и голоса. Там он увидел летательный аппарат и троих людей. Один из них сказал, что его зовут Уилсоном, он из Гошена, штат Нью-Йорк. Он справился о некоем Экерсе, в прошлом шерифе графства Завалия, которого он встречал в Форт-Уорте в 1877 году и хочет снова увидеть.
Удивленный шериф Бейлор ответил, что капитан Экере теперь живет в Игл-Пассе. Уилсон был разочарован и попросил при случае напомнить Экерсу о нем. Бейлор также припомнил, что Уилсон попросил воды, а также велел не говорить горожанам о встрече с ним. Потом все взобрались на корабль, который взмыл в воздух и улетел в сторону Сан-Анджело. Секретарь графства также видел взлет корабля.
Два дня спустя в Джоссеренде, Техас, шум машины разбудил фермера Френка Николса. Он выглянул в окно и увидел яркий свет, который исходил от тяжелого аппарата со странными пропорциями, пролетающего над его кукурузным полем. Николс вышел наружу, ему навстречу шли два человека, они попросили у него воды.
Николс разрешил им набрать воды, а мужчины пригласили его на свой корабль, где размещалась команда из 6-7 человек. Один из них рассказал Николсу, что корабль приводится в движение высоко конденсированным электричеством, что существует еще четыре такие машины в маленьком городе в штате Айова и что строительство их финансировала большая акционерная компания из Нью-Йорка.
27 апреля «Галвестон дейли ньюс» опубликовала письмо вышеупомянутого Экерса, который утверждал, что действительно был знаком с человеком по имени Уилсон в Форт-Уорте. Этот Уилсон родом из Нью-Йорка, тогда ему было около двадцати пяти лет, у него был технический склад ума, и он работал в области аэронавигации над чем-то, что должно потрясти мир.
Наконец, ранним вечером 30 апреля в Дедвуде, Техас, фермер по имени Легроун услышал, что его лошади запаниковали. Выйдя на улицу, он заметил яркий свет, какой-то светящийся объект кружил над близлежащим полем, а потом приземлился. Легроун приблизился к месту посадки и увидел пятерых людей, трое заговорили с ним, в то время как остальные набирали воду в резиновые мешки.
Члены команды поведали Легроуну, что их корабль — один из пяти, которые курсировали по стране недавно, точно такой же приземлился в Бьемонте пять дней назад, что все корабли были сконструированы в маленьком городе в штате Иллинойс. К маю пятерка воздушных кораблей исчезла вместе с загадочным мистером Уилсоном.
Надо признать, что существование мистера Уилсона не доказано, так как кроме вышеупомянутых свидетельств нет никаких фактов и с 1897 года о нем ничего не было слышно. В связи с этой историей возникает вопрос: мог ли быть тайно сконструирован и запущен подобный передовой для своего времени воздухоплавательный аппарат, бороздивший американское небо с ноября 1896 по май 1897 года?
Уфолог Лайонел Бир придерживается мнения, что в великой панике замешан-таки управляемый летательный аппарат. Бир ссылается также на тот факт, что доктор Джеффри Доел, бывший президент Британской исследовательской ассоциации по НЛО (BUFORA), предполагает, что за эту шумиху ответствен Эдвард Джоэл Пеннингтон из Рейсина, Висконсин.
В 1890 году Пеннингтон начал кампанию под названием «Воздушная навигационная компания «Гора Кармел», получив патенты на четырехцилиндровый радиальный двигатель для воздушного корабля. В 1891 году он продемонстрировал 10-метровый корабль с пропеллером, приводимым в движение посредством электричества, подаваемого по кабелю.
К 1895 году, объявив, что собирается совершать пассажирские рейсы по воздуху из Чикаго в Нью-Йорк, он предъявил патенты Американского патентного бюро на воздухоплавательный корабль. По мнению Лайонела Вира, загадочный небесный странник на двух снимках, сделанных Уолтером Макканном в 1897 году, очень напоминал пеннингтоновское изобретение.
Девид Майкл Джекобс в книге «Полемика в Америке по поводу НЛО» пишет, что его детище «с сигарообразным газовым баллоном, с крыльями по бокам, большой кабиной, похожей на железнодорожный вагончик, подвешенной снизу, и аккумуляторами для осветительных приборов» весьма напоминает странный корабль, наделавший столько шуму в Америке в 1896-1897 годах.
15 апреля 1897 года, вскоре после сообщения в газетах об авиакатастрофе, фермеры Иеремия Коллье и Уильям Йорк заявили, что наткнулись на потерпевший катастрофу корабль на Вуд-Петч-Хилл, графство Браун, Индиана. Эти джентльмены сообщали, что корабль был поврежден, и команда, которая занималась починкой, утверждала, что он принадлежит Пеннингтону.
19 апреля в интервью Пеннингтон подтвердил, что это был его корабль. Он также сказал, что в воздухе над центральными штатами находятся три его машины, и пока одна будет на выставке в Теннесси, он на другой направится на Кубу, чтобы «присоединиться к патриотам и помочь им в борьбе за свободу».
В действительности же на майской выставке в Теннесси не было представлено ни одного моторного летательного аппарата, а был продемонстрирован аппарат с ножным приводом (велосипедом), неплохо летающий на короткие расстояния. Если обратиться к авторитетным источникам, первый моторный воздушный корабль был построен в Соединенных Штатах в 1900 году А. Лео Стивенсом.
Куба упоминается еще в одном инциденте. Вечером 14 апреля в Спрингфилде, Иллинойс, фермер Джон Халли вместе с Адольфом Венке наблюдали, как на загородное поле приземлился корабль, пилот проинформировал местных жителей, что его аппарат будет использоваться на Кубе, когда конгресс объявит ей войну.
Пеннингтон не отправил свой самолет на Кубу и не открыл пассажирских перевозок. Насколько известно, он бросил авиаконструирование и пропал из поля зрения вскоре после великой паники. По свидетельству Девида Майкла Джекобса, Пеннингтон не смог найти спонсоров.
Вир говорит, что нельзя сказать точно, почему он не довел до конца свой проект, возможно, он наконец понял, что аэронавты во Франции и Германии ушли далеко вперед и что цеппелины не заставят себя ждать. Что ж, возможно, мы никогда не узнаем правду о том, кто был изобретателем того летательного аппарата, который всполошил Америку во времена великой паники.